История Франции

Пуанкаре

Эпоха улаживания дел

1903-1904 гг. для Р. Пуанкаре были временем улаживания и личных, и профессиональных дел.

17 августа 1904 г. в Париже он сочетался гражданским браком с Генриеттой Бенуччи. Венчаться в церкви он не мог себе позволить по политическим мотивам. В это же время, в июне 1905 г., он вновь блеснул своим талантом адвоката во время защиты мадемуазель Бранде, предъявившей иск театру «Комеди Франсез».

В декабре 1905 г. наступил апогей в антиклерикальной кампании. 9 декабря палата депутатов приняла закон об отделении церкви от государства. Законопроект был разработан еще при правительстве Э. Комба, которое пало в январе 1905 г. Премьером после Комба стал сторонник Р. Пуанкаре Морис Рувье, который, хоть и был противником антиклерикального законодательства, вынужден был продолжать антиклерикальную политику из-за настроений в обществе. Закон об отделении церкви от государства предусматривал передачу церковной собственности в распоряжение так называемых культовых ассоциаций после ее инвентаризации. Реализация закона сопровождалась столкновениями между верующими и чиновниками, проводившими инвентаризацию церковного имущества, несколько человек были ранены и один убит.

Это вынудило правительство Рувье уйти в отставку. В палате депутатов и в обществе в целом стало складываться мнение о необходимости более взвешенной политики в отношении церкви. Верно заметил Ж. Клемансо по этому поводу: «Не нужно начинать гражданскую войну, чтобы пересчитать церковные канделябры. Состав правительства, созданного после отставки Рувье, должен был внести успокоение в общество. В состав кабинета министров, возглавляемого Ж. Сарьеном, вошли крупные политические деятели— Л. Буржуа, Ж. Клемансо, А. Бриан, Раймону Пуанкаре был предложен портфель министра финансов, и он согласился его принять.

Вскоре после того как он возглавил министерство на улице Риволи, Пуанкаре занялся решением вопроса о предоставлении займа России. Война с Японией изрядно потрепала бюджет России, а начавшаяся революция усугубила его состояние. Переговоры с послом России в Париже А.И. Нелидовым и русским финансовым агентом А.Г. Рафаловичем о предоставлении займа вел сам министр финансов Р. Пуанкаре. В результате этих переговоров царская Россия получила заем в 2250 млн. франков, как писал В. И. Ленин, «на расстрелы, военно-полевые суды и карательные экспедиции». С этого времени Р. Пуанкаре всегда был persona grata для русского правительства.

Но главной проблемой для министра финансов оставался бюджет. Трудность заключалась в том, что с начала XX в. бюджет был дефицитным. Денег же правительству нужно было все больше и больше.

Марокканский кризис 1905-1906 гг. обострил франко-германские отношения. Как полагает С. Фей, именно этот кризис способствовал возрождению у Р. Пуанкаре и других политиков «новой решительности скорей рискнуть войной, чем вторично принять такое унижение». Международный кризис привел к усилению гонки вооружений. Пуанкаре был солидарен с теми политиками, которые высказывались за увеличение финансирования военного министерства. Из сложившейся финансовой ситуации он намерен был выйти с помощью сокращения численности государственных служащих.

Начал он с сокращения числа чиновников своего министерства. Кроме того, были введены некоторые новые косвенные налоги: был введен налог на минеральную воду и повышена стоимость почтовых марок.

Финансовые мероприятия, предложенные Пуанкаре, в палате депутатов были приняты почти без обсуждения. Но на заседании кабинета министров у него возникли разногласия с министрами-радикалами, которые не поддержали его предложения увеличить ассигнования на военные расходы, что довело бы расходную часть бюджета до 4 млрд. франков. Когда радикалы отказались его поддержать, Пуанкаре, не желая доводить дело до прений в палате, подал прошение об отставке, чем спровоцировал падение всего кабинета. По мнению П. Мике, главной причиной ухода Р. Пуанкаре из правительства были его разногласия с радикалами Ж. Кайо и К. Пельтаном: Пуанкаре отказался удовлетворить их требования о введении нового подоходного налога и обязательного декларирования доходов под жестким контролем государства.